УП_УО_ООО на 2025-2026 учебный год (1)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Решетниковская основная общеобразовательная школа"

Ахмидулина Флюра
Шальмагаметовна

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
Протокол №1 от “28.08.2025”

я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью

УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________________ Ф.Ш. Ахмидулина
Приказ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
на 2025 – 2026 учебный год

д. Решетникова, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МКОУ «Решетниковская ООШ» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлен в соответствии с ч. 22 ст. 2
Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями) (далее
- ФЗ-273), «учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации
обучающихся».
Учебный план, реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальным нарушениями) на 2025-2026 учебный год (далее - учебный план),
является основным организационным механизмом реализации АООП.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Решетниковская основная
общеобразовательная школа» реализует учебный план в соответствии с нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Обобразовании в
Российской Федерации» (ред. 02.07. 2021);
- Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)"
(Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930);
- СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (вместе с СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г.№2) и СП 3.1/2.4.359820 («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения COVID-19»(
Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16);
- Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидовв
Российской Федерации» ( ред. 11.06.2021);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009.
№373 (с изменениями);
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.
№1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- Федеральный закон РФ от 24.07. 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка» (с изм.);
Федеральный закон РФ от 01.06.2005г. №53-ФЗ «О государственном языке Российской
Федерации» (с изм.);
- Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной

организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области» от 23 апреля 2015 года N 270-ПП;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав
ребёнка(сизменениями)»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый
приказомМинистерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2014 № 1599;
- Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца
свидетельства об обучении и порядка выдачи его лицам с ограниченными возможностями
здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего
и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным
образовательным программам»;
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка
обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при это необходимой помощи»;
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и
инклюзивном образовании детей»;
- Устав МКОУ «Решетниковская ООШ»;
- Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Структура и содержание учебного плана
Учебный план для учащихся с УО предусматривает 9 – летний срок обучения как
наиболее оптимальный для получения общего образования и профессионально – трудовой
подготовки, необходимой для социальной адаптации и педагогической реабилитации детей с
проблемами интеллектуального развития: 1 вариант ― 1-4, V-IX классы (9 лет).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.
Структура учебного плана для коррекционных классов соответствует структуре
учебного плана федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план представлен обязательной частью и частью, частью формируемой
участниками образовательных отношений, включает в себя коррекционно-развивающую
область (коррекционные занятия).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые реализуются в учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в

экстремальных ситуациях.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося с
учетом потребностей родителей (законных представителей).
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные, экологической направленности;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Коррекционно-развивающая область учебного плана представлена коррекционными
занятиями
(логопедическими и
психокоррекционными).
Реализуются
через
индивидуальногрупповые коррекционные занятия с педагогом - психологом, педагогом по
лечебной физкультуре в целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных
обучающихся, коррекции недостатков их психического развития.
С целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся
коррекционно-развивающие занятия для обучающихся организованы педагогом-психологом и
педагогами.
Цель занятий:
-повышение уровня общего развития учащихся;
- развитие и коррекция (исправление, восстановление) определенных функций,
процессов, способностей;
- совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности ребенка,
обогащение
словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии, исправление
недостатков моторики.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического
развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Обязательная часть
Учебный план 6,7,8,9 классов включает учебные дисциплины, содержание которых
доступно для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Предметная область «Язык и речевая практика» реализуется через предметы
«Русский язык», «Чтение (Литературное чтение»), речевая практика. Изучение русского языка
в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Изучение учебного предмета «Русский
язык» в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся.
Предметная область «Математика» реализуется через предметы «Математика»,
«Информатика».
Цель изучения математики: дальнейшее формирование и развитие математических
знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности; используемых в повседневной жизни;
— коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего
развития;
— воспитание положительных качеств и свойств личности.
В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения,
необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами икт,
необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и
профессиональных задач.
Кроме того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию
познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей. Домашнее
задание задается без учета учебника по данному курсу.
Предметная область «Естествознание» - учебные предметы «Природоведение (5-6
классы), «Биология» (7-9 классы), «География» (6-9 классы), мир природы и человека (1 – 4
класс).
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Изучение «Биологии», «Мира природы и человека» позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового
воспитания детей и подростков. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира
должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее
сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с
деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все
обязаны сохранятьприроду для себя и последующих поколений.
Основная цель обучения «Географии» — сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений,
адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Предметная область «Человек и общество» реализуется через предметы «Мир
истории» (6 класс), «Основы социальной жизни» (6-9 класс), «История отечества» (7-9 класс).
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую
подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Предмет «История Отечества» - формирование нравственного сознания развивающейся
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в
учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости
высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации
учащихся с интеллектуальнымнедоразвитием.
Предметная область «Искусство» реализуется через предметы «Изобразительное
искусство», «Музыка».
Обучение по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка»
предполагает овладение школьниками элементарными основами этих видов деятельности:
навыками рисования, слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам
осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное,
умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков –
обязательное условиеучебного процесса.
Предметная область «Физическая культура»
реализуется через учебный
предмет «Адаптивная физическая культура».
Изучения физической культуры способствует всестороннему развитию личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе

приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития,
расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции
нарушений развития, социальной адаптации.
Предметная область «Технология» реализуется через предмет «Труд (технология)»
Изучение предметов направлено на формирование трудовой культуры. Получение
первоначальной профильной трудовой подготовки, формирование трудовых умений и
навыков. Развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с
учётом личныхинтересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя
предметы, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Декоративноприкладное искусство», «Адаптивная физическая культура» (6-9 классы).
В 2025-2026 учебном году в МКОУ «Решетниковская ООШ» обучается 7,8,9 класс –
комплект. Образовательная деятельность в коррекционных классах в 2025-2026 учебном году
осуществляется согласно календарному учебному графику, утвержденному приказом
директора (руководителя) ОО.
Учебный план составлен с учетом особенностей познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья. Учебный план направлен на разностороннее
развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает
гражданское и нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Образовательный процесс содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний иумений, который необходим им для социальной адаптации.

Учебный план основного общего образования для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметная
область

Учебный
Количество часов в неделю
предмет/курс
5
6
7
8
9
Обязательная часть
Язык и речевая
Русский язык
4
4
4
4
4
практика
Чтение (Литературное
4
4
4
4
4
чтение)
Математика и
Математика
4
4
3
3
3
информатика
Информатика
1
1
1
Естествознание
Природоведение
2
2
Биология
2
2
2
Человек и
География
2
2
2
2
общество
Основы социальной
2
2
2
2
2
жизни
Мир истории
2
История Отечества
2
2
2
Искусство
Рисование
2
Музыка
1
Физическая
Адаптивная физическая
2
2
2
2
2
культура
культура
Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
Итого
27
28
29
29
29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Декоративно-прикладное искусство
1
1
Адаптивная физическая культура
1
1
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка (при 5-дневной
29
30
30
30
30
неделе) в соответствии с санитарными
правилами и нормами)
Коррекционно-развивающая область
6
6
6
6
6
(коррекционные занятия и ритмика):
Количество учебных недель
34
34
34
34
34
Всего часов в год
986
1020
1020
1020
1020

Всего
20
20
17
3
4
6
8
10
2
6
2
1
10
33
142
2
5
149
30
34
5066


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».